Главная страница / Новости / Госрегулирование грузоперевозок

Новости

Государство займется грузоперевозками

Государство займется грузоперевозками

22.04.2009

Регулирование грузоперевозок — одна из наболевших тем транспортного сообщества: практики государственного регулирования этой сферы в нашей стране до сих пор не существует. 20 апреля 2009 года Комитет по транспорту Государственной Думы РФ провел «круглый стол» на тему: «О государственном регулировании деятельности по перевозке грузов автомобильным транспортом». В обсуждении была затронута проблема опасных грузов.

В работе круглого стола приняли участие депутаты Госдумы, представители МВД, министерств и ведомств, автотранспортных союзов и предприятий.

«Теневой сектор» грузоперевозок

По мнению председателя Комитета Сергея Шишкарева, основные причины критической ситуации в секторе грузоперевозок заключаются в недостаточном правовом регулировании профессиональной и предпринимательской деятельности на рынке грузовых автомобильных перевозок. Еще одна причина – существующие механизмы налогового регулирования мешают развитию конкурентоспособности на рынке автомобильных грузоперевозок.

«Как результат — низкий уровень профессионализма, технологической и правовой дисциплины водителей, снижение качества и безопасности перевозок. Ограниченное использование возможностей современной логистики, «кустарные» технологии не дают развиваться транспортной инфраструктуре. Вместо этого, в результате неравных условий налогообложения, а также порой и уклонения от уплаты налогов развивается «теневой сектор». Это приводит к тому, что государственный бюджет недополучает от 645 до 1270 млрд. рублей ежегодно», — заявил Сергей Шишкарев.

Сегодня никто не назовет точное количество автомобильных перевозчиков, потому что большинство перевозок осуществляются «серыми» компаниями, не прошедшими регистрацию в налоговых органах. Почти 70 процентов автомобильного парка находится вне учета и контроля со стороны государства.

Опасная ситуация с опасными грузами

«Беспокойство вызывает ситуация с перевозкой опасных грузов. Поскольку с 1 июля 2005 года было прекращено лицензирование деятельности по перевозке автомобильным транспортом грузов, в том числе и опасных. Кстати, деятельность по перевозке опасных грузов не лицензируется только на автомобильном транспорте, тогда как на железнодорожном, водном, воздушном транспорте такая деятельность подлежит лицензированию. Ситуация более чем странная».

Исходя их сказанного Сергеем Шишкаревым, вывод очевиден: текущее положение дел в отрасли, а также изучение мирового опыта организации грузовых автоперевозок доказывают необходимость государственного регулирования грузового автотранспортного рынка. На взгляд председателя комитета, исправлению ситуации может помочь принятие: основополагающего федерального закона о грузовой автотранспортной деятельности в Российской Федерации; закона, обеспечивающего одинаковые налоговые условия ведения бизнеса для всех субъектов автотранспортного рынка.

Что даст государственное регулирование грузоперевозок?

За годы рыночных реформ грузовой автомобильный транспорт России претерпел значительные преобразования. Благодаря либерализации условий хозяйствования на рынке грузовых автомобильных перевозок сформирована конкурентная среда. Парк грузовых автомобилей достиг 5 млн. единиц, 90 процентов которых находится в частной собственности. Приватизация ликвидировала монополию государственной собственности на оказание автотранспортных услуг.

В настоящее время грузовой автомобильный транспорт испытывает ряд проблем, являющихся неизбежным следствием перехода от административно-командных способов хозяйствования к рыночным, препятствующих дальнейшему продвижению по пути повышения качества услуг, снижения транспортных затрат и создания цивилизованного рынка грузовых автомобильных перевозок.

Отмечалось, что именно государственное регулирование деятельности по перевозке грузов автомобильным транспортом позволяет вести постоянный учёт хозяйствующих субъектов, осуществляющих данный вид перевозок, ограничивает проникновение на рынок транспортных услуг случайных и неподготовленных людей, а также фирм однодневок, позволяет осуществлять государственный контроль за соблюдением перевозчиками транспортного законодательства.

В результате контрольных мероприятий на предприятиях, осуществляющих грузовые перевозки, действующее законодательство позволяет применить только одну меру – выдать предписание на устранение выявленных нарушений, за невыполнение предписания контрольного органа составляется протокол об административном правонарушении по статье 19.5. КоАП РФ.

В Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации отсутствуют статьи, по которым можно привлечь перевозчиков, допустивших нарушение транспортного законодательство, например, в части несоблюдения режима труда и отдыха водителя. Федеральный закон «О защите юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Кодекс об административных правонарушениях РФ не предусматривают административных мер ответственности за непредоставление сведений о начале предпринимательской деятельности.

Анализ современных тенденций развития грузового автотранспортного комплекса России и изучение мирового опыта организации грузовых автомобильных перевозок, как считают участники «круглого стола», убедительно доказывают необходимость государственного регулирования грузового автотранспортного рынка.

Шаги по организации госрегулирования

Поэтому первоочередными направлениями законотворческих мероприятий должно стать принятие основополагающего федерального закона о грузовой автотранспортной деятельности в Российской Федерации и закона, обеспечивающего одинаковые налоговые условия ведения бизнеса для всех субъектов автотранспортного рынка.

Участники слушаний рекомендовали Государственной Думе одобрить проекты федеральных законов «О государственном регулировании деятельности по перевозке грузов автомобильным транспортом» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», развивать взаимодействие с транспортным сообществом в области законотворческой деятельности в целях формирования на государственном уровне цивилизованного рынка автотранспортных услуг и инициировать парламентские слушания «О мерах по повышению конкурентоспособности российских перевозчиков на внутреннем рынке в условиях его правовой незащищенности от интервенции иностранных автотранспортных компаний и предотвращения массовой безработицы в транспортной отрасли».

Правительству РФ рекомендовано ускорить введение в действие необходимых нормативных правовых актов, выпуск которых предусмотрен принятыми федеральными законами по регулированию автоперевозок.