Полезная информация

Инструкция по осуществлению сопровождения транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции

31.08.2007

Извлечение из инструкции по осуществлению сопровождения транспортных средств патрульными автомобилями Госавтоинспекции (Приложение к приказу МВД России от 31 августа 2007 г. № 767).

I. Общие положения

1. Настоящая Инструкция разработана во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 года N 20 и определяет порядок осуществления комплекса мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения по маршруту следования транспортных средств (далее - сопровождение) с применением транспортных средств Госавтоинспекции, на наружные поверхности которых нанесена специальная цветографическая схема, оборудованные устройствами для подачи специальных звуковых сигналов и проблесковыми маячками синего и красного цвета (далее - автомобиль сопровождения).

2. Правовую основу сопровождения составляет Закон Российской Федерации от 18 апреля 1991 г. N 1026-1 "О милиции", Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711, иные указы и распоряжения Президента Российской Федерации, Положение о сопровождении транспортных средств автомобилями Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 января 2007 года N 20, иные постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты Министерства внутренних дел Российской Федерации, настоящая Инструкция, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принятые в пределах их компетенции.

3. Основными задачами при организации и осуществлении сопровождения являются:

3.1. Реализация дополнительных мер по предупреждению дорожно-транспортных происшествий с участием сопровождаемых транспортных средств по маршруту следования.

3.2. Обеспечение приоритетного передвижения сопровождаемых транспортных средств по маршруту следования.

4. Сопровождение организовывается, когда по требованиям обеспечения безопасности дорожного движения при осуществлении транспортными средствами отдельных видов перевозок необходимо введение ограничений в отношении движения других транспортных средств.

II. Организация сопровождения

10. Подразделениями Госавтоинспекции могут осуществляться следующие виды сопровождения:

10.3. Перевозка особо опасных, крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов.

11. Основанием к рассмотрению вопроса о сопровождении является заявка, подаваемая физическими, должностными или юридическими лицами по форме (приложение N 1).

К заявке в соответствующих случаях должны прилагаться следующие материалы:

б) документы, предусмотренные Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом и (или) Инструкцией по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (в случае, предусмотренном подпунктом 11.3 настоящей Инструкции).

12. Заявки на сопровождение подаются в управления (отделы, отделения) Госавтоинспекции МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, органов внутренних на закрытых территориях и режимных объектахпо месту начала сопровождения или, в исключительных случаях, в Департамент ОБДД МВД России не менее чем за десять дней до планируемой перевозки и рассматриваются в пятидневный срок.

13. При рассмотрении заявки изучается:

13.1. Возможность осуществления перевозки без реализации дополнительных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения.

13.2. Оптимальность предлагаемого маршрута и графика перевозки исходя из интенсивности движения и соответствия дорожных условий требованиям безопасности.

13.3. Возможность использования альтернативных видов транспорта для перевозки.

13.4. Необходимость введения временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на соответствующих автомобильных дорогах, или их участках.

14. В случае если осуществление сопровождения требует временного ограничения или прекращения движения транспортных средств на автомобильных дорогах, или их участках, заявителю (организатору перевозки) предлагается дополнительно согласовать ее с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, в чьем ведении находятся эти автомобильные дороги или их участки.

15. Решение о назначении сопровождения принимается:

15.1. По дорогам общего пользования - начальником Департамента ОБДД МВД России (его заместителями), а также начальниками управлений (отделов, отделений) Госавтоинспекции МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, органов внутренних на закрытых территориях и режимных объектах (должностными лицами, исполняющими их обязанности) в пределах Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, района, города, района в городе, муниципального, иного муниципального образования, закрытой территории и режимного объекта соответственно.

15.2. В случае если маршрут сопровождения выходит за пределы одного субъекта Российской Федерации - начальниками управлений (отделов, отделений) Госавтоинспекции МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, с территории которых начинается движение сопровождаемых транспортных средств, по согласованию с начальниками управлений (отделов, отделений) Госавтоинспекции МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации по территориальности в соответствии с маршрутом сопровождения.

15.3. В случае сопровождения в пределах закрытого административно-территориального образования особо важного или режимного объекта - начальником отдела (отделения) Госавтоинспекции соответствующего ОВДРО.

15.4. В случаях если маршрут следования выходит за пределы закрытого административно-территориального образования особо важного и режимного объекта - начальником отдела (отделения) Госавтоинспекции соответствующего ОВДРО по согласованию с начальниками управлений (отделов, отделений) Госавтоинспекции МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации по территориальности в соответствии с маршрутом следования.

16. Об отказе в назначении сопровождения заявителю (организатору перевозки) в сроки, установленные пунктом 13 настоящей Инструкции, направляется мотивированный ответ.

17. Решение об отказе в сопровождении может быть обжаловано в вышестоящем подразделении Госавтоинспекции в установленном порядке.

19. Для сопровождения выбираются автомобильные дороги, эксплуатационное состояние которых обеспечивает необходимый уровень безопасности дорожного движения.

20. В случае назначения сопровождения, маршрут следования которого проходит по территории нескольких субъектов Российской Федерации, министрами внутренних дел, начальниками ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, ОВДРО, управлений (отделов, отделений) Госавтоинспекции МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации в соответствии с компетенцией, установленной настоящей Инструкцией, обеспечивается направление предварительной информации, а также оперативной информации о передвижении сопровождаемых транспортных средств в Департамент ОБДД МВД России.

21. Перед сопровождением проводится инструктаж нарядов сопровождения и сотрудников, задействованных для его обеспечения, на котором доводятся особенности маршрута следования, порядок действий по обеспечению безопасности движения, организация связи и способы передачи информации, порядок применения и использования огнестрельного оружия и применения специальных средств.

22. По прибытию к месту начала сопровождения старший наряда сопровождения обеспечивает:

22.1. Проверку соответствия сопровождаемых транспортных средств заявленному составу, наличия у водителей документов, необходимых для их допуска, а также допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, соответствия перевозимых грузов сопроводительным документам.

22.2. Осмотр сопровождаемых транспортных средств, салонов автобусов, а также перевозимых грузов с целью проверки правильности их размещения, при необходимости - проверку транспортных средств, находящихся в них лиц и грузов с применением служебных собак, использованием данных учета, предусмотренного законодательством Российской Федерации, и осуществлением розыскных мер.

22.3. Визуальный осмотр транспортных средств с целью выявления технических неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения.

22.4. Инструктаж водителей сопровождаемых транспортных средств.

При наличии оперативной информации или подозрений о совершенных (готовящихся к совершению) объектами сопровождения правонарушениях (преступлениях) наряд сопровождения проводит проверку транспортных средств, находящихся в них лиц и грузов с использованием данных учета, предусмотренного законодательством Российской Федерации, инициирует и содействует в установленном порядке осуществлению розыскных мер и применению служебных собак.

23. При проведении инструктажа водителей сопровождаемых транспортных средств доводятся:

23.1. Маршрут движения.

23.2. Скорость движения и дистанция между транспортными средствами на отдельных участках маршрута.

23.3. Условные сигналы на случай непредвиденной остановки, отставания сопровождаемого транспортного средства или разрыва колонны.

23.4. Порядок действий и размещение транспортных средств в пунктах остановок, заправки, питания и отдыха.

24. О готовности и начале сопровождения или о выявлении обстоятельств, препятствующих осуществлению сопровождения и невозможности их устранения организаторами перевозки и (или) владельцами сопровождаемых транспортных средств, старшим наряда сопровождения докладывается начальнику подразделения Госавтоинспекции, принявшему решение о назначении сопровождения, или ответственному дежурному по соответствующему подразделению Госавтоинспекции.

III. Осуществление сопровождения

25. При осуществлении сопровождения нарядом сопровождения обеспечивается реализация мер по безопасности дорожного движения сопровождаемых транспортных средств, в том числе:

25.1. Использование во время движения на автомобилях сопровождения и сопровождаемых транспортных средствах ближнего света фар.

25.2. Предоставление в соответствии с Правилами дорожного движения Российской Федерации, утвержденными постановлением Совета Министров - Правительством Российской Федерации от 23 октября 1993 г. N 1090, преимущества сопровождаемым транспортным средствам в проезде по автомобильным дорогам.

25.3. Анализ складывающейся оперативной обстановки на маршруте сопровождения, реализация мер реагирования на ее изменение.

25.4. Взаимодействие с нарядами дорожно-патрульной службы на маршруте следования.

25.5. Доклад в дежурную часть подразделения Госавтоинспекции о прохождении сопровождаемых транспортных средств по маршруту, необходимости изменения маршрута сопровождения, внеплановых и плановых стоянках, дорожно-транспортных и иных происшествиях с участием сопровождаемых транспортных средств и автомобилей сопровождения.

25.6. Выбор скоростного режима и маневров, соответствующих требованиям правил дорожного движения, Положения, предписания на сопровождение, а также безопасной дистанции между сопровождаемыми транспортными средствами.

26. В составе наряда сопровождения обязанности сотрудников распределяются в соответствии со следующими требованиями:

26.1. Один сотрудник управляет патрульным автомобилем, применяет специальные звуковые сигналы и проблесковые маячки, управляет громкоговорящей установкой.

26.2. Второй сотрудник - старший наряда сопровождения, руководит действиями наряда сопровождения, ведет наблюдение за сопровождаемыми транспортными средствами, дорожной обстановкой и поддерживает связь с дежурными частями подразделений Госавтоинспекции, другими нарядами сопровождения и нарядами дорожно-патрульной службы по маршруту сопровождения, определяет скорость, полосу движения автомобиля сопровождения и траекторию его движения.

27. При сопровождении одним автомобилем сопровождения он с целью предупреждения выезда встречного транспорта на полосу движения сопровождаемых транспортных средств должен двигаться впереди сопровождаемых транспортных средств на расстоянии, обеспечивающем безопасность их движения, исходя из условий создания минимальных помех в движении другим транспортным средствам, вида сопровождения, интенсивности дорожного движения, дорожных и климатических условий, выбранной скорости движения, состава сопровождаемых транспортных средств.

При сопровождении двумя автомобилями на дорогах, имеющих одну полосу для движения в данном направлении и в других опасных местах, один из них движется так, как указано выше, а второй - замыкающий, следует за сопровождаемой колонной для предупреждения ее обгона другими транспортными средствами.

При большем количестве автомобилей сопровождения с целью оповещения участников дорожного движения и нарядов дорожно-патрульной службы о приближении сопровождаемых транспортных средств могут использоваться сигнальные автомобили сопровождения, движущиеся впереди основного автомобиля сопровождения с дистанцией от двухсот до четырехсот метров.

28. Скорость сопровождения устанавливается с учетом дорожных, метеорологических условий, интенсивности движения транспортных средств и пешеходов, динамических характеристик сопровождаемых транспортных средств.

В начале сопровождения, а также после выезда на вершину затяжных подъемов скорость сопровождения не должна превышать 30-40 км/час для исключения отставания сопровождаемых транспортных средств.

Если сопровождаемое транспортное средство создает затруднения для его обгона, нарядом сопровождения принимаются меры к его периодической остановке в безопасных местах, в том числе определенных предписанием на сопровождение, для пропуска скопившихся за ним транспортных средств.

29. Для получения преимущества перед другими участниками движения нарядом сопровождения должны включаться проблесковые маяки синего и красного цвета и специальный звуковой сигнал. Воспользоваться преимуществом допускается только при наличии объективных данных о том, что другие участники движения уступают дорогу им и сопровождаемым транспортным средствам.

Кроме этого, специальные звуковые сигналы и громкоговорящую установку необходимо использовать для предупреждения участников движения о приближении сопровождаемых транспортных средств при подъездах к перекресткам, участкам с ограниченной видимостью, местам концентрации дорожно-транспортных происшествий.

30. В зависимости от изменений дорожно-транспортной обстановки на маршруте сопровождения старший наряда сопровождения может менять порядок построения автомобилей сопровождения.

31. При осуществлении сопровождения не допускаются:

31.1. Отступления от требований Правил дорожного движения, связанные с выездом на сторону дороги, предназначенную для встречного движения, на запрещающий сигнал светофора, превышением установленной скорости движения, движением через железнодорожные пути.

31.2. Отклонение наряда сопровождения от установленного маршрута движения.

31.3. Перевозка в автомобиле сопровождения лиц, не относящихся к наряду сопровождения.

31.4. Стоянка автомобилей сопровождения вне специально приспособленных или обозначенных мест.

31.5. Продолжение сопровождения при возникновении технической неисправности у автомобиля сопровождения и сопровождаемых транспортных средств, выявлении иных обстоятельств, угрожающих безопасности дорожного движения.

IV. Особенности организации отдельных видов сопровождения

35. При организации сопровождения транспортных средств, перевозящих особо опасные грузы, к рассмотрению принимаются заявки при наличии разрешительной документации, установленной Правилами перевозки опасных грузов автомобильным транспортом.

V. Контроль и учет осуществления сопровождения

37. Контроль за осуществлением сопровождения членов Госсовета возлагается на министров, начальников ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, ОВДРО в пределах компетенции, установленной настоящей Инструкцией.

38. Контроль за осуществлением других видов сопровождения возлагается на начальников управлений (отделов, отделений) Госавтоинспекции МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации, ОВДРО в пределах компетенции, установленной настоящей Инструкцией.